Наставничество
Наставничество – универсальная
технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций,
метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение,
основанное на доверии и партнерстве.
Целевая модель наставничества – система
условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ
наставничества в образовательных организациях.
Внедрение целевой модели наставничества в рамках образовательной
деятельности конкретной образовательной организации предусматривает –
независимо от форм наставничества – две основные роли: наставляемый и наставник.
Наставниками могут быть
учащиеся образовательной организации, представители сообществ выпускников
образовательной организации, родители обучающихся (родитель не может быть
наставником для своего ребенка в рамках данной целевой модели), педагоги и иные
должностные лица образовательной организации, сотрудники предприятий и
организаций, изъявивших готовность принять участие в реализации целевой модели
наставничества.
Наставляемым может стать любой
обучающийся по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным
программам и образовательным программам среднего профессионального образования,
а также молодой специалист и педагог на условиях свободного вхождения в
выбранную программу.
В числе самых распространенных форм наставничества, включающих
множественные вариации в зависимости от условий реализации программы
наставничества, могут быть выделены пять:
«ученик – ученик»;
«учитель – учитель»;
«студент – ученик»;
«работодатель – ученик»;
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и
проблем с использованием единой методологии наставничества, частично
видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной деятельности и
первоначальных ключевых запросов участников программы.
Внедрение Целевой модели позволит создать условия
для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемых,
необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, а также для
формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной
ориентации обучающихся 11-19 лет, педагогических работников, включая молодых
специалистов.