План формирования жизнестойкости детей и молодежи МОУ «Пионерская СШ» направлен на информирование и обучение основам психологических знаний, дает ориентир успешной социализации в современных условиях, осуществляет закладку необходимого и правильного уровня жизненной стойкости, проявляемой обучающимися в различных ситуациях. План построен на основе главных педагогических принципов (комплексность, системность, целостность, динамичность, репрезентативность, методическое единство). Он подчинен главной цели – формирование жизнестойкости детей и учащейся молодежи. Его задачами являются: 1. Развитие и поддержка позитивного самосознания, самооценки обучающихся. 1. Формирование навыка командного взаимодействия обучающихся со всеми участниками образовательного процесса, через целенаправленное включение (обучающихся) в различные виды деятельности. 1. Формирование у обучающихся адекватной оценки (самосознания) правил норм поведения личности, проявляемых в определенных социальных условиях. План включает в деятельность обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей), волонтеров. Он реализуется в течение учебного года и состоит из трех блоков: подготовительно-диагностический, обучающий, оценочный. План реализуется через активные формы и методы обучения (беседа, тренинг, интеллектуальная игр (марафон), творческая работа, конкурс, проектирование, мозговой штурм, дискуссия, экскурсия, диагностика с анализом и обсуждением результатов, интерактивная лекция, игровая или проблемно-игровая процедура, ориентированная на моделирование определенный (трудной) ситуации, в которой актуализируется проживание некоторых феноменов внутреннего мира человека и дается возможность наблюдать их «здесь и сейчас». Прогнозируемыми результатами Плана являются: - формирование у обучающихся представлений о разнообразных поведенческих отклонениях (различные привычки и зависимости: наркомания, токсическая и интернет зависимость, селфи, суицид и т.д.) и саморегуляции собственного поведения; - овладение навыками рефлексии, социальными навыками, способствующими эффективному взаимодействию с окружающими. 1 Этап: подготовительно-диагностический № п/п 1. Содержание работы Создание банка данных детей, находящихся в «группе риска» и детей, оказавшихся в трудной Сроки Ответственный в течение года, Педагог – психолог по итогам Улизко Н.Н. 1. жизненной ситуации мониторинга Организация реабилитационных мероприятий для несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной по отдельному плану Педагог – психолог Улизко Н.Н. жизненной ситуации ,детей с суицидальными проявлениями Направление работы с законными представителями 1. 2. 3. Организация и проведение мероприятий в рамках «Школы для родителей»,«Семейный клуб», «Психологическая безопасность детей», ежеквартально Организация и проведение психологического опроса родителей и законных представителей по вопросам детско-родительских отношений с целью выявления актуальных проблемных вопросов воспитания и обучения . сентябрь-ноябрь Проведение индивидуальных консультаций родителям и законным представителям Педагог –психолог Улизко Н.Н. Педагог –психолог Улизко Н.Н. по запросу Педагог –психолог Улизко Н.Н., классные руководители. 4 Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми с отклоняющимся поведением и детей с суицидальными проявлениями. в течение года Педагог –психолог Улизко Н.Н., классные руководители. Направление работы с обучающимися 1 Проведение психодиагностических мероприятий, обучающихся 5-11 классов по выявлению отклонений в развитии и поведении в два этапа диагностики Педагог –психолог по отдельному плану Анализ и обобщение по результатам проведённой 2 психодиагностики Улизко Н.Н., классные руководители. Педагог –психолог по запросу Улизко Н.Н., классные руководители. 3 Разработка и реализация плана работы с обучающимися по результатам проведённой психодиагностики (индивидуальная или групповая форма работы) Педагог –психолог по отдельному плану Проведение индивидуальных и групповых консультаций детей Улизко Н.Н., классные руководители. Педагог –психолог 4 по запросу Улизко Н.Н., классные руководители. П этап: обучающий Направления работы педагога Работа с детьми и семьями 1. Распространение информации о деятельности «Детского телефона доверия», кризисных горячих линий Краснодарского края 2. Организация работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации 3 Психологическое обеспечение и контроль исполнения плана индивидуального сопровождения обучающихся с суицидальными проявлениями в течение года Педагог –психолог Улизко Н.Н., классные руководители по плану Педагог –психолог Улизко Н.Н., классные руководители , ИПС Педагог –психолог Улизко Н.Н., классные руководители Работа с педагогическим коллективом 1 Организация работы по предупреждению эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогических работников ежеквартально Педагог –психолог Улизко Н.Н., классные руководители 2 Организация и проведение семинаров для педагогических работников и классных руководителей по темам :«Девиация у подростков», «Роль педагога в создании благоприятного психологического климата в образовательном пространстве», «Как распознать перемены в подростке. Особенности подросткового возраста» ежеквартально Направлением работы с обучающимися Педагог –психолог Улизко Н.Н., с привлечением специалистов медицинских работников , отдела по вопросам семьи и детства. 1. Проведение классных часов, бесед, мероприятий по темам: Классный час .Если мне тревожно, то я …. Классный час Безопасный интернет – посторонним вход воспрещён! Классный час Мир, в котором я расту. ежеквартально Педагог –психолог 25.09.2022 Улизко Н.Н., (5-7классы) классные руководители 22.10.2022 (8-11классы) 1.11.2022. (1-4 классы) Классный час Свой среди чужих, чужой среди своих- о толерантности. Классный час Стресс – как с ним совладать! 20.12.2022 (7-8классы) 17.01.2023. (9-11 классы) Классный час Скорая помощь подростку в трудных ситуациях 14.02.2023 (6-8классы) Классный час Правила дорожного движения достойны уважения Беседа. Стань достойным примером! 18.03.2023 (1-4классы) 15.04.2023 (5-6 классы) Беседа. Если ты оступился! 15.05.2023 (7-8 классы) 2. 3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в период подготовки к выпускным экзаменам 1 раз в месяц Организация психокоррекционной работы с неадаптивными детьми 1 раз в месяц Педагог –психолог Улизко Н.Н., классные руководители Направление работы с законными представителями 1. Организация и проведение родительских лекториев , встреч, по запросу Педагог – психолог собраний): Улизко Н.Н. «Роль взрослого в жизни ребенка!» «Диалог родителей и детей! Разговор без конфликта!» «Особенности подросткового кризиса» «Когда я не слышу своего ребёнка» «Половая безопасность детей» «Помощь подростку при подготовке к экзаменам» «Как снять тревожность у подростка» «Я образец для своего ребёнка» «Какую опасность таит интернет?» 2. Консультация законных представителей по вопросам отклоняющего поведения подростков и особенностях возрастных кризисов у детей по запросу классные руководители, Педагог –психолог Улизко Н.Н. III этап: оценочный подведение итогов реализации плана по формированию жизнестойкости обучающихся 1. 2. 3. Проведение повторного мониторинга психоэмоционального состояния учащихся 5-11 классов образовательных организация Проведение анализа и обобщения результатов по итогам мониторинга Проведение анализа результатов реализации плана по формированию жизнедеятельности обучающихся и планирование перспективы работы на последующий учебный год март-апрель Педагог –психолог 2023 Улизко Н.Н. май Педагог –психолог 2023 Улизко Н.Н. май-июнь Педагог –психолог 2023 Улизко Н.Н.